
Так уж сложилось, что все мы привыкли видеть в центре повествования некоего положительного героя, которому нужно сопереживать и ждать, что в конце ему достанется победа, деньги и красивая девчонка. Тем интереснее наблюдать за так называемыми «антигероями» – серыми персонажами, которые занимают центральную часть истории, не являясь при этом ни героями, ни антагонистами.
Сегодня вы узнате о 10-ти самых крутых антигероях, которые стали классикой культовых произведений как в литературе, так и в кино.
10. Сэм Ротштейн, «Казино»
Открывает нашу десятку Сэм Ротштейн по прозвищу Туз, который буквально на 100 процентов состоит из слова «культовый». Впервые персонаж появился в романе Николаса Пиледжи и Ларри Шандлинга «Казино», который в короткий срок стал современной классикой гангстерской литературы. Одноименную экранизацию поставил мастер своего жанра Мартин Скорсезе, а главную роль исполнил Роберт Де Ниро. Так что неудивительно, что фильм, в целом, и персонаж, в частности, возымели такой успех.
Как главное действующее лицо, Сэм однозначно вызывает симпатии зрителя. Он мастер своего дела, виртуоз по отмыванию денег и умеет, играючи, обходить законы. Герой Роберта Де Ниро постоянно ходит по тонкой грани, с одной стороны которой находится жестокий преступный мир, не прощающий ошибок, а с другой – не менее жестокое по отношению к преступникам государство с его силовиками, тюрьмами и огромными сроками.
При этом его никак нельзя причислить к числу стандартных героев уже в силу тех обстоятельств, что Сэм – гангстер. Для достижения своих целей он не гнушается самых жестоких методов, прибегая к услугам таких людей, как Ники Санторо. Кстати, персонажи Джо Пеши в фильмах «Славные парни» и «Казино» по своей сути будут даже покруче главных действующих лиц. Жаль, что экранного времени безбашенным гангстерам в исполнении Пеши уделялось не так много. В общем, вы поняли – после этого ролика многим из вас будет еще и что посмотреть.
9. Лестер Бёрнэм, «Красота по-американски»
Работа Сэма Мендеса получила 5 золотых статуэток и принесла своему режиссеру всемирную славу. В центре сюжета здесь – 42-летний американец Лестер Бёрнэм. Он переживает кризис среднего возраста и недоволен всеми аспектами своей жизни – на работе его не ценят, брак разваливается, а единственная дочь все больше отдаляется. Тогда Лестер понимает, что больше не имеет силы лицемерить на работе ради карьеры, лицемерить дома ради сохранения утратившего смысл брака, и начинает жить так, как он хочет.
В этом плане мне безмерно нравится персонаж Кевина Спейси, потому что он невероятно ироничен и тонок. По сути, Лестер одновременно представляет из себя и героя, и антигероя. Герой он для себя и для зрителей, так как находит в себе смелость бросить вызов "ненастоящности" окружающих взаимоотношений. Он честно заявляет, что больше не желает лицемерить 24 часа в сутки, и находит в себе силы стать эгоистом.
По этим же причинам человек, который попер против стада, становится антигероем для общества, в котором находится. Получается, что и для зрителей он тоже антигерой, так как мы, хоть и симпатизируем его образу жизни, но сами представляем собой часть той системы, против которой он пошел. Вот такая вот ирония. Если вдруг вы не смотрели фильм, всем советую оценить.
8. Тайлер Дёрден, «Бойцовский клуб»
Как и многие картины по этой теме, «Бойцовский клуб» стал культовой экранизацией не менее культового романа Чака Паланика. Да и режиссер Дэвид Финчер – очередной маэстро своего жанра, чье видение стало неотъемлемой частью успеха этого триллера.
Один из главных персонажей фильма – продавец мыла Тайлер Дёрден, роль которого исполнил Брэд Питт. Как и Лестер Бёрнэм, Тайлер представляет из себя борцуна с системой, правда, куда более радикального и даже экстремистского плана. Ему чужды такие понятия, как вещизм и мораль, в традиционном понимании этого слова. Как в романе, так и в фильме именно через него авторы критикуют потребительство и навязанные обществу стереотипы. Его неприятие традиционного уклада жизни выражается в саморазрушении, вандализме и самых разнообразных поступках, которые обычный человек никак не может назвать нормальными.
Знаю, что фильм очень популярный, но, возможно, что кто-то его еще не видел, поэтому в ролике спойлерить не буду. Лучше сами посмотрите «Бойцовский клуб» и в очередной раз окунитесь в атмосферу анархии, беспредела и всего того, о чем вы мечтаете, сидя в сраном офисе.
7. Туко, «Хороший, плохой, злой»
В свое время спагетти-вестерны Серджо Леоне воспринимались как второсортное эксплуатационное кино, которое подвергалось нападкам как со стороны коллег режиссера, так и со стороны критиков. Спустя несколько десятилетий эти фильмы стали классикой американского кинематографа. И среди них – «Долларовая трилогия». Она состоит из фильмов «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой». В последнем фильме был замечательный персонаж – Туко, который мне очень понравился, и я не могу не упомянуть о нем здесь.
Среди «хорошего» и «плохого» именно Туко стал «злым» персонажем, но при этом он не является ни героем, ни антагонистом. Это просто грязный, бесчестный бандит-пройдоха, который ради своего кармана готов на самые вероломные и отчаянные поступки. Он издевательски разговаривает со своими жертвами, но быстренько перестраивается на заискивающий тон, когда сам оказывается в попе. Несмотря на преобладающие отрицательные качества, в фильме этот персонаж выглядит самым забавным и более других импонирует простому зрителю. И не в последнюю очередь это заслуга великолепной актерской игры Илая Уоллака.
6. Человек без имени, «Долларовая трилогия» Серджио Леоне
Тем не менее, в «Долларовой трилогии» был куда более знаменитый антигерой, который оказал влияние на весь кинематограф в целом. На протяжении всех трех фильмов одним из главных персонажей был Человек без имени, он же Блонди, он же Красавчик.
Эта роль стала настоящим прорывом для молодого Клинта Иствуда. Классический волк-одиночка в своем фирменном пончо, который брутальными методами решает интересующие его вопросы, стал чем-то вроде эталона среди подобных персонажей. Образ Блонди нашел отклик в таких произведениях, как «Назад в будущее», сериалах «Стартрек» и «Футурама», и даже Стивен Кинг неоднократно утверждал, что использовал персонажа Клинта Иствуда как основу для создания «Стрелка» из своего цикла романов «Темная башня». И несмотря на то, что в последнем фильме трилогии Блонди позиционируется как хороший, по сути он – нейтральный персонаж, который руководствуется только своими интересами и довольно спорными представлениями о морали.
5. Остап Бендер, «Двенадцать стульев»
Если Тайлер Дёрден и Лестер Бёрнэм представляют собой классических борцов с системой, то Остап Бендер – это воплощение такого архетипа, как плут и проходимец. Рожденный в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», Бендер неоднократно появлялся в одноименных экранизациях, причем как отечественных, так и зарубежных. Но нам, конечно же, самым родным стал Остап из фильма 1976 года, которого великолепно исполнил Андрей Миронов.
Великий комбинатор представляется зрителю и читателю как привлекательный, располагающий к себе мужчина. У него живой ум, тонкое чувство юмора и хорошая эрудиция. Остап искренне любит жизнь и желает попробовать в ней все, но на его пути слишком много досадных препятствий. А среди этих препятствий – сплошные законы: писаные, неписаные, государственные, религиозные, моральные и этические. Поэтому Бендер наполнен насквозь пораженным цинизмом и язвенным сарказмом. Он во всем ищет только собственную выгоду и идет на самые авантюрные аферы. При этом, по сути, он не особо-то счастлив. Обладая острым умом, умением общаться с людьми и многочисленными навыками, Остап ведет бродяжнический образ жизни и всегда находится в поисках чего-то, в чем и заключается его драма. В общем, это очень сложный, интересный и многогранный антигерой, ознакомиться с которым обязан любой любитель кино и литературы.
4. Тони Монтана, «Лицо со шрамом»
В 1983 году на большие экраны вышел фильм Брайана Де Пальмы «Лицо со шрамом». После премьеры на картину и режиссера обрушились сокрушительные отзывы критиков. Но со временем эта работа была признана одним из величайших фильмов на гангстерскую тематику.
Эмигрант-уголовник по имени Тони Монтана в исполнении уже тогда великого Альберта Пачино стал воплощением современного гангстера, образ которого серьезно отличался от благородных сицилийских мафиози. Жестокий преступник с непомерными амбициями не останавливается ни перед чем ради достижения собственных преступных целей. Он убивает, пытает, идет по головам и как будто вообще не имеет ничего святого. Но, по иронии судьбы, губит его вовсе не это. Губит его тот редкий случай, когда он изменил своему образу жизни и единственный раз за долгие годы проявил сострадание в ущерб себе. Да, мораль в фильме двоякая, но и сам персонаж крайне противоречивый и неоднозначный. Диалоги этого антигероя растащили на цитаты, кадры из фильма – на мемы, а сцена с финальной перестрелкой стала одной из самых цитируемых и пародируемых сцен в истории кино. Поэтому Тони Монтана по праву заслуживает звание одного из самых крутых гангстеров-антигероев в кино.
3. Рэндл Патрик МакМерфи, «Пролетая над гнездом кукушки»
«Пролетая над гнездом кукушки» – экранизация одноименного романа Кена Кизи, которая вышла в 1975 году. Фильм сходу получил 5 золотых статуэток и был признан серьезной вехой в истории американского кинематографа. Центральное место в повествовании занимает преступник Рэндл Патрик МакМерфи, которого блестяще исполнил Джек Николсон. Надеясь отдохнуть от тюремных порядков, МакМерфи симулирует психические заболевания и добивается перевода в закрытую психиатрическую клинику. Практически с порога он понимает, что условия здесь не лучше тюремных. Не желая подчиняться порядкам, установленным старшей медсестрой, Рэндл постоянно конфликтует с персоналом, устраивает в отделении азартные игры, подбивает пациентов на самоволки и всеми возможными способами нарушает режим.
На мой взгляд, великолепная мораль этого фильма заключается в том, что преступнику, симулянту и неадекватному человеку противопоставляются врачи и медперсонал, которые, фактически, еще менее адекватны, чем сам Рэндл. Являясь не совсем нормальным человеком, которого никак нельзя назвать героем, МакМерфи попадает в среду, где власть еще более ненормальных людей закреплена законом и устоявшимися порядками. Как говорится, все познается в сравнении.
2. Алекс, «Заводной апельсин»
И снова – культовая экранизация культового романа от культового режиссера Стэнли Кубрика. Вся эта антиутопия – сплошное размышление и самый настоящий глубинный анализ человеческой агрессии, который проводится на примере подростков.
Центральным персонажем истории стал молодой человек по имени Алекс. Он возглавляет шайку подростков и исповедует философию ультранасилия. Попросту говоря, они занимаются грабежами, насилием и вандализмом, мешая жить простым людям. Попав в тюрьму, Алекс соглашается на эксперимент по подавлению агрессии, но при этом лишается любых способностей к самозащите. Само собой, из окружающего мира агрессия никуда не делась, поэтому Алекс внезапно оказывается на другой стороне конфликта. Психологическая трансформация преступника в жертву делает этого персонажа настолько глубоким и разносторонним, что отношение к нему меняется много раз на протяжении всего фильма. Всем советую ознакомиться с этим фильмом. Он очень непрост для восприятия, но оно того стоит.
1. Майкл Корлеоне, «Крестный отец»
Так уж вышло, что в этом топе – сплошные гангстеры, преступники и мошенники. Оно и неудивительно, иначе все эти люди были бы типичными героями, а не сложными личностями без черно-белых характеристик. Возглавляет список один из самых известных и, наверное, самый классический гангстер за всю историю кино «крестный отец» Майкл Корлеоне. Думаю, не стоит в очередной раз говорить о культовости «Крестного отца», его режиссера Фрэнсиса Форда Копполы и актеров, задействованных в трилогии.
Историю Майкла зритель наблюдал на протяжении трех фильмов, в которых была показана большая часть его жизни. Даже самый невнимательный зритель может проследить его трансформацию из типичного хорошего парня в безжалостного гангстера, который постепенно теряет себя. Ввязавшись в преступную жизнь ради семьи, со временем Майкл утрачивает понимание семьи, как главной жизненной ценности, и начинает жертвовать даже близкими людьми ради своего положения, власти и месте.
В этом плане как персонаж он выглядит гораздо сложнее своего отца Вито Корлеоне, который, несмотря на преступную жизнь, представляет собой воплощение чести и достоинства в мире мафии. Символично, что Аль Пачино, исполнивший роль Майкла, побывал в этом списке дважды. Да и Роберт Де Ниро тоже тесно связан с самыми крутыми фильмами про гангстеров, которые нам подарили 70-е и 80-е годы прошлого века.